Как определить класс подшипника
Классы точности подшипников
Сучетом требований к точности по ГОСТ 520 − 89 установлено пять классов точности подшипников, обозначаемых (в порядке повышения) 0; 6; 5; 4; 2. Для большинства механизмов общего назначения применяют подшипники класса точности 0. Подшипники более высоких классов точности применяют при больших частотах вращения и в случаях, когда требуется высокая точность вращения вала (например, для шпинделей шлифовальных и других прецизионных станков, для авиационных двигателей, приборов). Класс точности указывают через тире перед условным обозначением подшипника,
например 6−205 (6− класс точности подшипника).
Подшипники качения – очень нежные детали, имеют тонкие, хрупкие кольца и в свободном состоянии подшипники имеют овальность. Но при монтаже на вал кольца принимают правильную цилиндрическую форму, и овальность исчезает.
Для обеспечения взаимозаменяемости подшипников качения овальность и средняя конусообразность отверстия и наружной цилиндрической поверхности колец не должны превышать 50% допуска на диаметры Dm,dm. Средние диаметрыdmиDmопределяют расчетом как среднее арифметическое наибольшего и наименьшего диаметров, измеренных в двух крайних сечениях кольца:
Dm= Dmax2+ Dmin; dm= dmax2+dmin.
В связи с этим допуски для подшипников качения назначаются на следующие размеры:
Классы точности подшипников качения
Общие сведения
Подшипники качения является наиболее распространенными стандартными сборочными единицами, которые изготовляют на специализированных заводах. Они имеют полную внешнюю взаимозаменяемость за присоединительными поверхностями, которые определяются внешним диаметром D внешнего кольца и внутренним диаметром d внутреннего кольца. Между кольцами и телами качения существует неполная взаимозаменяемость (кольца и тела качения собирают селективным методом). Изношенные подшипники качения легко демонтируются и заменяются новыми в корпусах и на валах.
Точность подшипников качения характеризуется точностью их изготовления и сборки. Допуски на изготовление посадочных поверхностей подшипников не совпадают с допусками по квалитетам, поэтому для градации точности подшипников качения установлены классы точности.
Стандартом ГОСТ 520-89 предусмотрено для подшипников качения 5 классов точности, обозначенных в порядке повышения точности: Р0, Р6, Р5, Р4, Р2. В обозначении подшипников допускается опускать литеру Р, то есть обозначать 0, 6, 5, 4, 2.
Класс точности подшипника указывают перед обозначением типа (номера) подшипника, например Р4 — 250. Класс «» наиболее распространенный в общем машиностроении, поэтому обозначение Р0 или 0 на подшипниках этого класса не проставляют. Приведенный пример обозначения подшипника имеет вид: 205,где 2 — серия подшипника — легкая (существуют: средняя — 3, тяжелая — 4 и т.п.); две последние цифры, умноженные на пять, равняются диаметру отверстия внутреннего кольца подшипника качения (205— подшипник шариковый радиальный однорядный легкой серии для посадки на вал диаметром 25 мм).
Основные размеры подшипников качения устанавливает ГОСТ 3478-79, типы и конструктивное исполнение -ГОСТ 3395-89.
Точные подшипники класса 2 или Р2 предназначены для:
— гироскопических машин и приборов;
— микроскопических приборов, электрических микромашин;
Подшипники классов 5 и 4 используют при:
— высоких частотах вращения;
— в случаях, когда нужна высокая точность при вращениях (например, для шпинделей шлифовальных станков);
— в прецизионных металлорежущих станках.
![]() |
Присоединительными поверхностями подшипников качения являются следующие (см. рис.2):
Рис. 2. Присоединительные поверхности подшипников качения.
D — внешний диаметр ( внешнего кольца);
d — внутренний диаметр ( внутреннего кольца);
В — ширина колец;
Dm — средний диаметр внешнего кольца подшипника:
где Dmax — самое большое значение внешнего диаметра, вымеренное в двух
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8367 — | 7996 —
или читать все.
91.105.238.48 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.
Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно
Подшипники качения. Виды, маркировка, выбор подшипников
1. Виды подшипников качения
Подшипники, в которых используется трение качения благодаря установке шариков или роликов между опорными поверхностями оси или вала, получили название – подшипники качения.
Подшипники подразделяют на:
- радиальные, которые воспринимают радиальные нагрузки;
- упорные, которые воспринимают только осевые нагрузки;
- радиально-упорные, которые воспринимают одновременно радиальные и осевые нагрузки.
По сравнению с подшипниками скольжения подшипники качения имеют следующие преимущества:
- малый коэффициент трения;
- большую грузоподъемность при меньшей ширине подшипника;
- незначительный расход смазочных материалов;
- взаимозаменяемость;
- простоту монтажа, ухода и обслуживания.
К недостаткам относятся:
- значительно меньшая долговечность при больших частотах вращения и при больших нагрузках;
- ограниченная способность воспринимать ударные нагрузки;
- большие наружные диаметры по сравнению с подшипниками скольжения.
По форме тел качения (рис. 1) подшипники качения делят на шариковые и роликовые. Ролики могут быть цилиндрические короткие, цилиндрические длинные, витые, игольчатые, бочкообразные и конические. По числу рядов тел качения различают подшипники однорядные, двухрядные и специальные с большим числом рядов.
Рис. 1. Типы подшипников качения: а – шариковый радиальный; б – шариковый радиальный сферический двухрядный; в – роликовый радиальный; г – роликовый радиальный сферический двухрядный; д – роликовый радиальный двухрядный; е – шариковый радиально-упорный; ж – роликовый конический
По способу компенсации перекосов вала подшипники делят на несамоустанавливающиеся и самоустанавливающиеся (со сферической внутренней поверхностью наружного кольца у радиальных подшипников).
По направлению воспринимаемой нагрузки бывают радиальные, радиально-упорные и упорные подшипники.
По радиальным габаритам при одинаковом внутреннем диаметре подшипники делят на следующие серии: сверхлегкие, особолегкие, легкие, средние, тяжелые; по ширине подшипники различают: узкие, нормальные, широкие и особо широкие.
Маркировка подшипников качения отражает основные параметры и конструктивные особенности подшипников. Обозначения наносят на торец колец подшипников.
Первые две цифры, считая справа налево, означают внутренний диаметр подшипника. Для подшипников с внутренним диаметром от 20 до 495 мм эти две цифры следует умножить на 5, чтобы получить фактический внутренний диаметр в миллиметрах. Для подшипников с диаметром от 20 мм принято следующее обозначение внутреннего диаметра:
- 00 для диаметра 10 мм,
- 01 – 12 мм,
- 02 – 15 мм
- 03 – 17 мм.
Третья цифра справа указывает серию подшипника по диаметральным размерам и ширине. Приняты следующие обозначения:
- 1 – особо легкая серия;
- 2 – легкая серия;
- 3 – средняя серия;
- 4 – тяжелая серия;
- 5 – легкая широкая серия;
- 6 – средняя широкая серия.
Четвертая цифра справа означает тип подшипника. Приняты следующие обозначения типов:
- 0 – радиальный шариковый однорядный;
- 1 – радиальный шариковый двухрядный сферический;
- 2 – радиальный с короткими цилиндрическими роликами;
- 3 – радиальный двухрядный сферический с бочкообразными роликами;
- 4 – радиальный роликовый с длинными цилиндрическими роликами и игольчатый;
- 5 – радиальный с витыми роликами;
- 6 – радиально-упорный шариковый;
- 7 – роликовый конический радиальноупорный;
- 8 – упорный шариковый;
- 9 – упорный роликовый.
Пятая и шестая цифры справа характеризуют конструктивные особенности подшипника.
Седьмая цифра справа означает серию подшипника по ширине.
Совместно с седьмой цифрой справа, используемой для обозначения серии по ширине подшипника, третья цифра определяет размерную серию подшипника по диаметру (см. табл. 1).
Таблица 1. Обозначение серий подшипников
Пример обозначения подшипника
Пример обозначения подшипника
3-я цифра справа
7-я цифра справа
3-я цифра справа
7-я цифра справа
ненормальные внутренние диаметры
Примеры маркировки подшипников:
23 – подшипник шариковый радиальный однорядный (четвертая цифра 0) легкой серии (цифра 2) с внутренним диаметром 3 мм.
203 – подшипник шариковый радиальный однорядный (четвертая цифра 0) легкой серии (третья цифра 2) с внутренним диаметром 17 мм (03).
2230 – подшипник роликовый радиальный с короткими цилиндрическими роликами (четвертая цифра 2) легкой серии (третья цифра 2) с внутренним диаметром 150 (30×5)мм.
3613 – подшипник роликовый сферический двухрядный (четвертая цифра 3) средней широкой (третья цифра 6, седьмая 0) серии с внутренним диаметром 65 (15×5) мм.
60018 – подшипник шариковый радиальный однорядный (четвертая цифра 0) особо-легкой серии (вторая цифра 1) с внутренним диаметром 8 мм, с одной защитной шайбой (пятая цифра 6).
150212 – подшипник шариковый радиальный легкой серии с одной защитной шайбой и со стопорной канавкой на наружном кольце (пятая цифра 5 и шестая – 1).
111217 – подшипник шариковый радиальный сферический двухрядный (четвертая цифра 1) легкой серии (третья цифра 2, седьмая – 0) с коническим отверстием внутреннего кольца (пятая цифра 1 и шестая – 1), d = 85 мм.
67202 – подшипник роликовый конический однорядный (четвертая цифра 7) легкой серии (третья цифра 2) с упорным бортом на наружном кольце (пятая цифра 6). Диаметр внутреннего кольца подшипника 15 мм (первая и вторая цифры 02).
2. Выбор подшипников качения
При выборе типа и размеров шарико- и роликоподшипников необходимо учитывать следующие факторы:
- величину и направление нагрузки (радиальная, осевая, комбинированная);
- характер нагрузки (постоянная, переменная, ударная);
- частоту вращения кольца подшипника;
- необходимую долговечность (желаемый срок службы, выраженный в часах или миллионах оборотов);
- окружающую среду (температуру, влажность, кислотность и т. п.);
- особые требования к подшипнику, предъявляемые конструкцией узла машины или механизма (необходимость самоустанавливаемости подшипника в опоре с целью компенсации перекосов вала или корпуса, обеспечение перемещения вала в осевом направлении и т. п.).
Подшипники выбирают в следующем порядке:
- намечают тип подшипника, исходя из условий эксплуатации и конструкции конкретного подшипникового механизма;
- определяют типоразмер подшипника в зависимости от величины и направления действующих нагрузок, частоты вращения и требуемого срока службы;
- назначают класс точности подшипника с учетом требований к точности вращения механизма.
Исходя из действующих радиальных и осевых нагрузок, вычисляют приведенную нагрузку, которая при приложении к подшипнику при вращении внутреннего кольца и неподвижном наружном кольце обеспечивала бы такую же долговечность, какую достигает подшипник в действительных условиях нагружения и вращения.
По приведенной нагрузке, частоте вращения подшипника и требуемому сроку службы рассчитывают необходимую грузоподъемность, являющуюся основной характеристикой подшипника.
Эту работу по подбору подшипника выполняют в том случае, когда отсутствуют чертежи или руководство по эксплуатации механизма.
При установке подшипников качения в сборочные единицы необходимо создать зазоры, обеспечивающие свободное, без защемления шариков или роликов вращение подшипников. Следует учитывать, что при работе от выделяющегося тепла происходит расширение внутреннего кольца подшипника и сжатие его наружного кольца, в результате чего при слишком плотной посадке шарики или ролики могут защемляться и подшипник быстро износится или разрушится. Чрезмерный зазор в посадочных местах также ухудшает работу подшипника: кольца его начинают проскальзывать, вызывая износ посадочных поверхностей и вибрацию механизма. Принято устанавливать подшипник так, чтобы кольцо подшипника, которое установлено во вращающейся детали (шкив с наружным кольцом подшипника или шип вала с внутренним кольцом), было установлено по неподвижной посадке (с небольшим натягом), а противоположное кольцо должно иметь возможность самоустанавливаться по неподвижно закрепленному кольцу и должно быть установлено по переходной или скользящей посадке.
Подшипники: стандарты, размеры, типы, классификация, назначение, маркировка
Подшипником называется особый сборный узел, являющийся частью опоры, поддерживающей вал и обеспечивающий свободное вращение последнего. Видов подобных устройств существует несколько. Конечно же, в обязательном порядке соблюдаются при изготовлении таких изделий, как подшипники, стандарты, предусмотренные ГОСТом.
Основные типы
Для снижения трения в узлах разного рода могут использоваться подшипники:
Классификация подшипников качения
Устройства этого типа имеют очень простую конструкцию. Состоят они обычно из двух колец, между которыми находятся тела качения. Последние удерживаются внутри подшипника с помощью специального сепаратора.
Классифицироваться устройства качения могут по следующим признакам:
- направлению воспринимаемой нагрузки — осевые, радиальные, радиально-упорные;
- виду тел качения — шарики, ролики;
- расположению тел качения — одно-, двух- или четырехрядные;
- форме центрального отверстия — конусные, цилиндрические.
Существуют и такие виды подшипников качения, как обычные и самоустанавливающиеся, а также сдвоенные и простые.
Разновидности подшипников скольжения
Конструкция у устройств этого типа также совершенно несложная. Основой подшипника скольжения, как и качения, являются два кольца, одно из которых движется в процессе работы механизма. Однако вместо шариков или роликов в таких устройствах используются разного рода смазочные материалы, залитые в специальный желоб. Существует подшипники скольжения:
- гидростатические;
- гидродинамические.
В устройства первого типа смазка подается извне посредством насоса. Гидродинамические подшипники в этом плане более удобны. В процессе работы они сами выступают в роли насоса. Смазка в них поступает из-за разницы давления между составными частями.
По конструкции подшипники скольжения бывают:
Подшипники первого типа используются в основном в узлах механизмов, работающих на малых скоростях. Основным преимуществом устройств этой разновидности является способность эффективно выполнять свои функции даже при значительных перекосах.
Упорные подшипники устанавливаются в узлах, испытывающих сильные поперечные нагрузки. Чаще всего они применяются в турбинах и паровых установках.
Линейные подшипники при работе выполняют роль направляющих. Функционировать без перебоев они могут даже при постоянных радиальных нагрузках.
Стандарты устройств скольжения
Подшипники любой разновидности — изделия прежде всего стандартные. В противном случае подобрать подобное устройство для того или иного механизма было бы крайне сложно.
По каким же нормативам изготавливаются подшипники? ГОСТ регулирует не только собственно размеры подобных изделий, но и, к примеру, условные обозначения их конструктивных элементов и многие другие параметры. Какие именно нормативные документы регулируют изготовление устройств скольжения, можно посмотреть в представленной ниже таблице.
ГОСТ | ISO | ABEC | Точность изготовления |
Нормальный | нормальная | ||
класс 6 | повышенная | ||
класс 5 | высокая | ||
класс 4 | прецизионная | ||
класс 2 | сверхпрецизионная |
Подшипники высоких классов точности применяются в высокоточных узлах: в шпинделях компьютерных жестких дисков и магнитофонных головок, печатных прессах и оборудовании, применяемом в металлургии. Сверхпрецизионные подшипники используются там, где необходимо обеспечить высочайшие скорости вращения: в стоматологических инструментах (зубных дрелях), турбинах авиатехники, центрифугах и турбокомпрессорах. Зачастую такие подшипники производят штучно, под заказ, и их невозможно приобрести в свободном доступе.
Подшипники высокого класса точности ни в коем случае нельзя заменять подшипниками без класса или с более низким классом точности. Это негативно скажется на работе механизма в целом. Замена же подшипников нулевого класса на высокоточные не целесообразна и не даст никаких ощутимых улучшений в работе узла.
Также следует упомянуть про подшипники для роликов и скейтов: чаще всего продавцы, желая заработать, настаивают на том, что требуется подшипник класса ABEC-5, ABEC-7, а то и ABEC-9. Однако в данном случае имеет смысл приобрести обычные подшипники производителя премиум-класса – NSK, Koyo, SNR или SKF. Высокий класс точности подшипника 608zz нужен в том случае, если он разгоняется до скорости 700 км/час. Роллеры и скейтеры, как правило, разгоняются максимум до 150-200 км/час.
Подшипник ex206g2 — шариковый подшипник, который служит опорой для валов, его корпус состоит из двух колец, которые соединены сепаратором.
Подшипник es207g2 это закрепляемый шариковый подшипник, подшипник состоит из двух частей – обойм, внешней и внутренней, которые соединяются сепаратором, он является самоустанавливающимся (корпусным).
Подшипник es208g2 — это шариковый подшипник, который закрепляется на валу, две части – обоймы, внутренняя и внешняя, соединяемые сепаратором, составляют его корпус.
Закрепляемые подшипники GE..-KRR-B в широком ассортименте с аналогами по доступным ценам
detector