Как определить зарядку аккумулятора по зарядному устройству
Зарядка автомобильного аккумулятора: инструкция и советы
Подзарядить аккумулятор на машине проще, чем кажется (но есть нюансы)
Когда автомобильный аккумулятор полностью теряет заряд и стартер перестает бодро крутить двигатель, это ситуация неприятная. Но даже она может усугубляться вводными дополнительными данными.
Предположим, аккумулятор приказал долго жить зимой, в мороз. Или вы, встав на обочине и заглушив двигатель на загородной дороге, вдруг четко осознали, что машина не реагирует на нажатие кнопки «Start Engine» или поворот ключа ни единым щелчком релюшек и даже пиктограммы на приборной панели не загораются.
Что делать в таком случае? Что нужно было делать, чтоб не попадать в такую неприятность, что нужно делать для исправления ситуации и что стоит предпринимать впредь? Об этих делах аккумуляторных мы как раз и поговорим прямо сейчас.
Итак, если аккумулятор больше не крутит стартер, не факт, что его нужно немедленно менять на новый пусковой механизм (если речь, конечно, не идет о дешевой китайской подделке. Чем дешевле аккумулятор, тем сильнее он боится полного разряда и тем выше шанс, что после разрядки вещь действительно придет в негодность). Часто его можно запросто реанимировать с помощью зарядного устройства. Вот как это делать правильно!
Как понять, что аккумуляторную батарею нужно подзаряжать?
Большое количество потребителей электроэнергии, низкие температуры, частые короткие поездки – все это не позволяет аккумулятору восстановить заряд и со временем может привести к полному разряду. И вот чтобы в какой-то момент аккумулятор не забастовал, нужно позаботиться о наличии нормального напряжения, которое, как известно, измеряется в вольтах.
Для этого можно воспользоваться бортовым компьютером на автомобиле, если присутствует такая функция, но лучше замерить тестером от клемм самостоятельно на заглушенном двигателе и минимум после нескольких часов простоя, без отключения от бортсети машины.
Напряжение, так называемое напряжение разомкнутой цепи (НРЦ), должно составлять минимум 12.6 вольта. При этом если показатель опустится на 0.3 и станет равен или меньше 12.3 В, то батарею в таком случае точно нужно подзарядить. Причем, как советуют некоторые автослесари, аккумулятор возрастом более 3 лет вообще лучше начинать профилактически подзаряжать минимум один раз в год, перед зимой.
При сложных эксплуатационных режимах подзарядка при помощи специального зарядного устройства может потребоваться и раз в месяц, как минимум на зимний период.
Подзарядка аккумулятора автомобиля: вот как это работает
Важно! Подробную инструкцию по зарядке можно найти в инструкции производителя для аккумулятора и в инструкции к зарядному устройству. Зажигание, двигатель и другие источники питания должны быть выключены в течение всего процесса зарядки аккумулятора, а зарядное устройство – находиться на максимальном расстоянии от аккумулятора!
Также внимание! Перед зарядкой убедитесь, что все вентиляционные отверстия батареи свободны, чтобы не выделялись газы.
Первое, о чем хотелось бы сказать сразу: заряжать аккумулятор, не снимая его с автомобиля и даже не сбрасывая клеммы, можно (но мы бы не советовали, об этом ниже), поскольку большая часть портативных зарядных устройств выдают напряжение не более 15 вольт, что просто физически не сможет сжечь какие-либо электронные устройства. Однако и здесь стоит помнить пару важных нюансов:
На рынке можно приобрести и «усиленные» ЗУ, у них напряжение может быть уже от 16 до 17 вольт, что будет фатальным для любой электрики автомобиля. Вот здесь важно держать это в уме и, во-первых, при покупке зарядника читать инструкцию и описание к нему (а еще лучше проконсультироваться с продавцом; если совсем не разбираетесь, он подскажет), во-вторых, все же как минимум отключать аккумулятор, если не уверены в качествах зарядного устройства, а в-третьих, вообще забирать аккумулятор с собой (скажем, в мороз), чтобы он отогрелся и легче подзарядился от переноски.
Совет по выбору зарядного устройства
Важно: перед зарядкой убедитесь, что зарядное устройство подходит для батареи определенного типа (например, свинцово-кислотные батареи или гелевые батареи). Рекомендуется использовать автомобильное зарядное устройство с автоматическим механизмом отключения (отключение по дельта-пику), и процесс будет закончен, когда батарея стартера полностью заряжена.
Зарядные устройства с так называемым микропроцессорным управлением являются наиболее подходящими. При подключении они автоматически определяют тип и напряжение аккумулятора и оптимально заряжают его.
Если устройство работает в ручном режиме, необходимо произвести правильные настройки на зарядном устройстве. Зарядку лучше всего начинать с низкой скорости зарядки, которая медленно увеличивается, пока не будет достигнут желаемый ток.
ВНИМАНИЕ! Не подключайтесь зарядным устройством при работающем двигателе! Дело в том, что в таком случае как раз и велик риск пожечь электрику – генератор вырабатывает ток, да плюс еще зарядное устройство к нему присоединяется. Может случиться перебор, что опасно, в том числе, и для самого зарядного устройства.
Обслуживаемый или необслуживаемый аккумулятор
Еще пару слов о безопасности. На автомобилях сегодня стоят в основном необслуживаемые батареи. Хоть их и можно заряжать, но делать это нужно при соблюдении мер безопасности, иначе аккумулятор просто-напросто может взорваться (не как бомба, но выбьет стенку, или разрушится наименее прочное место и кислота хлынет наружу – неприятно и опасно).
Необслуживаемая аккумуляторная батарея (пробок для доливки электролита нет)
Обслуживаемая аккумуляторная батарея (пробки, как видно, наличествуют)
. хотя в передаче «Главная дорога», что на НТВ, приводят совершенно другие примеры, в которых причиной взрыва становилась неправильная зарядка аккумуляторных батарей:
Что нужно знать про зарядку необслуживаемых батарей?
1. Перед зарядом проверьте вентиляционные отверстия (газоотводные трубки) на ней. При необходимости прочистите (на обслуживаемом аккумуляторе перед зарядкой выкручиваются пробки).
Необходимо обеспечить хорошую вентиляцию аккумулятора, так как он нагревается во время зарядки. Следует помнить, что в случае сильного нагрева, сильного выделения газа или даже утечки электролита процесс зарядки должен быть остановлен.
2. Не перезаряжайте аккумулятор, особенно если он необслуживаемый, – из-за активного выделения водорода давление может сильно подняться и произойдет взрыв батареи!
3. Если вы не разбираетесь в электротехнике, советуем вам взять качественное и дорогое автоматическое зарядное устройство с функцией автоматического включения импульсного режима в начале зарядки. Так вы сможете обезопасить себя от ошибок и серьезных последствий.
При зарядке необслуживаемой батареи напряжение не должно превышать 14,5-14,8 вольт
- Шаг 1: отсоединить аккумулятор от цепи. Сначала отсоедините провод от отрицательной клеммы (черный), а затем от положительной клеммы (красный).
- Шаг 2: подключите выключенное зарядное устройство. Сначала красный кабель на положительном полюсе, затем черный кабель на точке заземления автомобиля (с установленной батареей) или на отрицательном полюсе батареи (с извлеченной батареей).
- Шаг 3: включите зарядное устройство. Внимание: только после того, как все провода подключены, можно включать зарядное устройство, в противном случае возможно повреждение аккумулятора или электрики.
- Шаг 4: прекращение зарядки – стандартно через 24 часа. Современные зарядные устройства отключаются автоматически, когда батарея полностью заряжена или переходит в режим обслуживания зарядки. Не перепутайте по незнанию автоматику и ручное устройство! Проконсультируйтесь с продавцом при покупке.
- Шаг 5: не спешите ставить аккумулятор на машину. Дайте батарее остыть (8-10 часов), в противном случае нагретая батарея продолжит выделять водород, а он, как известно, взрывоопасен – смешавшись с воздухом, для возгорания H2 достаточно небольшой искры, которая появится в момент установки провода.
Как было сказано выше, практически все автомобильные аккумуляторы в настоящее время не требуют технического обслуживания, поэтому перед зарядкой не требуется проверка уровня кислоты. В старых батареях (с пробками сверху) уровень кислоты следует проверять заранее.
Аккумулятор только разряжен или сломан?
Если разряд происходит из-за дефекта или старости (более 5 лет), зарядка также не улучшается, это признаки того, что аккумулятор пора заменить на новый.
Вышедший из строя автомобильный аккумулятор можно узнать по тем признакам, что у него присутствуют проблемы с запуском даже после долгого передвижения на автомобиле или процесса зарядки.
Аккумуляторы в современных автомобилях обычно служат четыре-пять лет, что в основном связано с повышением потребления тока на кондиционеры, подогрев сидений и других агрегатов. Можно попробовать «взбодрить» батарею тем же зарядным устройством, проведя процесс десульфатации (разрушение корки сульфата свинца с пластин), но, как говорят бывалые автомобилисты, такого варианта хватит ненадолго. А небывалым лучше с огнем не играть!
Помимо этого, признаками скорой кончины АКБ являются: неактивно крутящий стартер и тусклый свет внутреннего освещения. Такую батарею лучше заменить.
Как правильно заряжать аккумулятор автомобиля
Опытным водителям знакома ситуация, когда при попытке завести мотор выясняется, что слабо крутит стартер. Для восстановления работоспособности автотехники потребуется зарядка аккумулятора автомобиля. Важно провести эту операцию правильно, не забывая о простых мерах предосторожности.
Как часто заряжать аккумулятор автомобиля
В автопроме применяют батареи кислотного типа, они бывают обслуживаемыми и необслуживаемыми. В первых можно самостоятельно проверять уровень и плотность электролитного раствора. В исправном автомобиле АКБ постоянно подзаряжается. Эту функцию выполняет генератор. Контролирует процесс реле-регулятор, через которой поступает напряжение, подаваемое на клеммы.
При рабочем генераторном блоке, достаточной емкости аккумулятора и положительной температуре воздуха на улице подзарядка не требуется. При неисправном реле и при сложных климатических условиях, батарея будет получать недостаточное количество напряжения и начнет постепенно разряжаться.
При отрицательных температурах емкость батареи уменьшается, поэтому штатной зарядки бывает недостаточно. Кроме того, при холодной погоде моторное масло становится гуще и аккумуляторная батарея во время запуска испытывает повышенные нагрузки, а полностью подзарядиться она не успевает.
Поэтому рекомендованная частота зарядки при исправном оборудовании – раз в год поздней осенью. Если же часть емкости АКБ утрачена или реле-регулятор дает заряд меньше нормы, то подзарядку проводить нужно по мере необходимости.
При неисправности системы зажигания приходится при запуске долго крутить стартер. Это требует расхода энергии и способствует быстрой разрядке батареи, поэтому пользоваться зарядным устройством придется часто.
Проверка автомобильного аккумулятора
У большинства современных моделей имеется на верхней крышке корпуса индикатор. Устройство этого индикатора предельно простое: в стеклянной колбе плавает шарообразный поплавок зеленого цвета.
Если плотность достаточная, поплавок всплывает и в окошке индикатора его можно увидеть. Когда АКБ разряжается, плотность электролита в ее банках падает, шарик опускается вниз, и его не видно.
Однако такой индикатор есть не на всех аккумуляторных батареях, поэтому приходится использовать другие способы проверки. Один из способов – применение мультиметра. Этим прибором замеряют напряжение на клеммах. Результаты замера сравнивают с данными в таблице:
Напряжение на клеммах, В | Уровень заряда |
10,5 | 0% |
11,58 | 20% |
11,9 | 40% |
12,2 | 60% |
12,42 | 80% |
12,6 и выше | 100% |
Более надежный способ проверить исправность аккумулятора – это измерение напряжения под нагрузкой, такой тест позволяет получить максимально точные результаты. Для выполнения проверки требуется приспособление – нагрузочная вилка.
Как подготовить аккумулятор к зарядке
Если требуется подзарядка, то батарею нужно извлечь из автомобиля, отсоединив клеммы и открутив планку крепления. Если нет времени, допускается оставить аккумулятор по месту установки, но снять с него клеммы нужно обязательно. Однако работать в этом случае будет менее удобно.
Далее нужно проделать следующее:
- протереть поверхность корпуса ветошью, предварительно смочив ее в растворе пищевой соды (20 г порошка на 200 мл воды), это поможет удалить следы кислоты;
- аккуратно отвернуть пробки, но оставить их на месте, чтобы исключить разбрызгивание раствора кислоты при кипении;
- визуально проконтролировать уровень электролита, пластины не должны быть сухими;
- жидкость должна быть выше уровня пластин на полсантиметра, если это не так, то нужно влить требуемое количество дистиллированной воды.
Если батарея необслуживаемая, то нужно выполнить только два первых пункта инструкции, остальные рекомендации пропускают.
Техника безопасности
Крайне нежелательно выполнять работы по обслуживанию батарей в квартире. Если нет возможности выполнить работы в другом месте, то лучше всего проводить все операции на открытой лоджии. Либо открывают окна в комнате, обеспечив хорошую вентиляцию. Дело в том, что в процессе будет выделяться водород, а этот газ образует с кислородом смесь, способную взорваться при появлении малейшей искры. Не забывайте, что в помещении, где проходит зарядка, крайне опасно курить.
Кроме того, в аккумулятор залит раствор серной кислоты. А это вещество едкое. При попадании на одежду оно разрушает волокна ткани, а на коже может оставить ожог. Поэтому нужно использовать рабочую одежду и защитные перчатки.
Нужно позаботиться и об органах дыхания. Пары кислоты крайне вредно вдыхать, поэтому работать лучше в респираторе или хотя бы в медицинской маске. Не помешает иметь заготовленный 10% содовый раствор, это поможет нейтрализовать кислоту, если она будет разбрызгиваться или случайно прольется.
Как заряжать аккумулятор
Для восстановления разряженных аккумуляторов применяется специальное зарядное устройство (ЗУ), пользоваться им несложно. При подключении важно не перепутать полярность. Отводы под клеммы на АКБ имеют обозначения – «+» и «-», к ним присоединяются соответствующие выводы ЗУ.
Если перепутать выводы, то при включении ЗУ будет происходить не зарядка, а разрядка АКБ. При окончательной разрядке пластины выйдут из строя, а способа реанимировать батарею после такого повреждения не существует. Автолюбители применяют несколько способов зарядки, каждый из них имеет свои преимущества.
Зарядка постоянным током
Этот способ восстановления разряженной батареи является предпочтительным. Однако его существенным минусом является необходимость постоянного контроля и проведения замеров напряжения.
Подготовив аккумулятор, как указано выше, и подключив к нему выводы ЗУ, включаем прибор в розетку. Действуем так:
- Выставляем на приборе ток подачи. Он должен быть равен 10% от заявленной емкости АКБ. Например, если аккумулятор емкостью 60 ампер / часов, то нужно установить на приборе подачу 6 А.
- Начальный этап. Начинаем зарядку, периодически замеряя напряжение на клеммах. Когда значение достигнет показателя 14,3-14,4 В, переходим ко второму этапу.
- Второй этап. Уменьшаем подачу в два раза (в нашем примере до 3 А), это необходимо, чтобы снизить интенсивность кипения. Продолжаем делать замеры.
- Завершающий этап. При достижении уровня 15В, устанавливаем подачу еще в два раза меньше (в нашем примере до 1,5 А). Этот этап продолжается, пока напряжение не перестанет повышаться и будет оставаться стабильным на протяжении 1-2 часов.
Зарядка постоянным напряжением
При работе ЗУ в режиме подачи стабильного напряжения на полную зарядку уходит около суток. При подключении значение подаваемого тока будет большим, затем постепенно начнет снижаться. В ЗУ для бытового применения максимальное значение ограничено 25 А, это ограничение введено из соображений безопасности.
Постепенно напряжение на клеммах батареи будет приближаться к подаваемому, а значение тока становиться ниже, стремясь к нулю.
Чем больше будет подаваемое напряжение, тем меньше времени уйдет на восстановление работоспособности батареи. Чтобы за одни сутки зарядить АКБ, требуется подача напряжения 16,3-16,4 В. Однако для современных батарей такое значение чрезмерно, максимальное напряжение, которое можно подавать на клеммы, – 14,4 В. Но в этом случае потребуется более 24 часов, чтобы батарея зарядилась.
Ускоренная зарядка АКБ
Не всегда есть время ждать, когда АКБ полностью зарядится. Если нужно вернуть хотя бы часть емкости быстро, можно воспользоваться ускоренным способом.
Многие автоматические зарядные устройства для бытового применения имеют программу ускоренной зарядки Boost. При включении этой программы используется максимальная подача, и за 20-30 минут батарея набирает достаточную емкость, чтобы запустить двигатель.
ЗУ старого образца такой программы не имеют, но зато они позволяют вручную регулировать силу подаваемого тока. Для быстрой зарядки выбирают значение, превышающее штатное, но не больше, чем на 30%. В нашем примере с батареей емкостью 60 А/ч штатное значение составляет 6 А, а максимально возможное для быстрой зарядки – 8 А.
Этим способом злоупотреблять не рекомендуется, так как он приводит к ускоренному износу пластин батареи.
Зависимость заряда аккумулятора и плотности электролита
Окончание процесса зарядки определяется путем измерения напряжений на клеммах. Но более точным способом является замер плотности электролита. Для проведения этой операции используется ареометр.
Проводить замеры нужно в каждой банке, причем значения должны быть практически одинаковыми. Если один из замеров сильно отличается, то это признак неисправности батареи.
Нормальное значение плотности при полном уровне зарядки составляет около 1,27 г/см³, но допускаются некоторые отклонения. Так, для северных районов используют раствор повышенной плотности – до 1,3 г/см³, для южных областей с мягким климатом значение 1,25 г/см³ является достаточным. Специально увеличивать плотность раствора не следует, так как это сокращает срок службы батареи. У полностью разряженной АКБ плотность раствора составляет 1,1 г/см³.
Самодельное ЗУ для аккумулятора автомобиля
Сделать ЗУ самостоятельно несложно. Но это не самое лучшее решение, так как самоделка не позволит изменять и измерять подачу напряжения. Ошибки при сборке могут спровоцировать замыкание и пожар. Поэтому стоит трижды подумать, стоит ли рисковать.
Два варианта таких устройств:
- Изготовление зарядки из блока питания любого девайса. Главное, чтобы он имел на выходе напряжение около 14 В. Например, подойдет блок питания, которым заряжают батарейку ноутбука.
- Устройство, состоящее из лампы накаливания и преобразующего полупроводникового прибора, соединенных в цепь последовательно. Эта самоделка подключается к бытовой электросети с напряжением 220 В.
Нужно ли заряжать новый аккумулятор для автомобиля
При покупке нового аккумулятора не требуется дополнительной зарядки. Он должен быть полностью работоспособен. Перед покупкой проверяют:
- целость корпуса;
- напряжение под нагрузкой;
- плотность электролитного раствора в банках.
Исправную батарею можно сразу устанавливать в машину, она должна без труда запускать двигатель.
Несколько дополнительных рекомендаций
Автолюбителям нужно знать:
- Категорически запрещено проводить зарядку АКБ, не вынимая его с места установки и не снимая клеммы. Результатом этой ошибки станет выход из строя систем, которые при выключенном зажигании находятся в режиме работы или ожидания (например, сигнализации).
- Перед снятием АКБ сначала отсоединяют минусовую клемму. Попытка отключить сначала «плюс» может спровоцировать короткое замыкание.
- Прежде чем начинать заряжать замерзший аккумулятор, его выдерживают в теплом помещении, чтобы лед в банках растаял.
При зарядке АКБ не забывайте о технике безопасности. Пренебрежение правилами приведет к печальным последствиям и сократит срок службы изделия. Если следить за батареей и своевременно подзаряжать ее в домашних условиях, то она прослужит не менее пяти лет.
Зарядка аккумулятора.
Зарядка аккумулятора автомобиля — это процесс полного или частичного заряда аккумуляторной батареи при помощи специального зарядного устройства, данный процесс не такой простой, как может показаться на первый взгляд. В данной статье будут рассмотрены правила зарядки автомобильных аккумуляторов на примере кислотных АКБ. Но, для начала рассмотрим компоненты зарядных устройств.
Как заряжать аккумулятор зарядкой.
Зарядка аккумулятора автомобиля – это, по сути, зарядное устройство (ЗУ), преобразователь электроэнергии, который производит заряд электрических аккумуляторов из внешнего энергетического источника. Наиболее простые ЗУ включают в себя только два элемента – понижающий трансформатор и диодный мост. Переменное напряжение (220В) поступая в ЗУ, преобразуется в постоянное (15В), за счет трансформатора и диодного моста. Данного вольтажа хватает для зарядки кислотного АКБ.