74 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как снять подшипник с вала электродвигателя

Замена подшипника электродвигателя

Важность своевременной замены

Замена подшипников – неминуемая операция для электродвигателя любого типа. Если условия его эксплуатации соответствуют техническому паспорту и не происходило никаких аварий маловероятно, что какой-либо иной узел движка сломается. Только контактные устройства синхронных и коллекторных электродвигателей могут потребовать вмешательства раньше подшипников. Хотя всё зависит от их качества.

Массовое производство товаров азиатскими производителями заметно сократило срок любых деталей соответствующего производства. И чтобы не пришлось менять весь двигатель надо периодически контролировать состояние подшипников, в первую очередь, по усилению шума и присутствию в нём дребезга и тарахтения. Если после промывки и смазки шум не исчез подшипники лучше заменить.

Если этого не сделать и попытаться сэкономить на том, чтобы движок проработал ещё какое-то время его можно потерять из-за аварии. Её вероятность будет постоянно возрастать, особенно когда при проверке, чистке и смазке выявлены люфты. Их радиальные направления особенно опасны, в первую очередь со шкивами ременной передачи.

В этом случае натяжение ремня обеспечивает немалую постоянную однонаправленную нагрузку на подшипник. И если его сепаратор сломается, массивный ротор на больших оборотах сцепится со статором. После такой аварии цена ремонта будет сопоставима со стоимостью нового движка. И в сотни раз превышать расходы по замене подшипников.

Замена втулок

Поэтому при первых подозрительных шумах, появившихся в работающем электродвигателе, проверяем подшипники. И при обнаружении заметных люфтов приступаем к замене. Их конструкция определяется размерами и назначением движков. В небольших электродвигателях и для получения минимальных шумов применяются подшипники скольжения. Это втулки, которые плотно входят в посадочные места на корпусе движка и служат опорой для его ротора.

При появлении радиального люфта движок надо разобрать. Посадочные места ротора под втулки надо проверить на «округлость». Со временем поперечное сечение вала в этих местах может утратить форму окружности. Если это выявляется при проверке микрометром, ротор потребуется обработать на токарном станке. Это приведёт к уменьшению диаметра вала на сотые – десятые доли миллиметра и возможно потребуется доработка шкива. Но всё равно понесенные затраты будут в ряде случаев намного меньше стоимости нового электродвигателя.

После того как ротор корректируется и становится понятно, какими должны быть диаметры отверстий для новых втулок старые втулки извлекаются из корпуса. Для этого подходит любой способ, который не повлияет на целостность посадочного места для этой втулки.

  • Лучше всего нарезать в ней резьбу ближайшего подходящего диаметра.
  • После этого закрутить в эту втулку шпильку, винт или болт.
  • Положить втулку на отрезок трубы, который имеет внутренний диаметр больший, чем наружный диаметр подшипника скольжения и зажат в тисках.
  • Ударами керна по закрученному крепежу выбить втулку из корпуса.

Получив на руки изношенные подшипники, измеряем их наружный диаметр и толщину, а внутренний диаметр определяем по обработанному ротору. Заказываем новые втулки, изготовленные из бронзы, капролона или медно – графитовые, и после получения устанавливаем в движок.

Замена подшипников качения

Большие электродвигатели в основном снабжены подшипниками качения, которые извлекаются из корпуса вместе с валом. Затем для их съёма применяются съёмники соответствующего типоразмера – ведь для большого двигателя может потребоваться усилие в несколько тонн!

Поэтому и съёмник потребуется с гидравлическим усилителем.

Но если надо своими руками снять подшипники с движка небольших размеров, а съёмника нет – не беда. Используя болгарку, зубило и молоток можно успешно сделать это. Если подшипник не нужен, и его можно сломать болгаркой делаются пропилы во внешнем кольце и сепараторе, которые затем разбиваются зубилом и молотком. Внутреннее кольцо тоже «портится» болгаркой. Затем стуча по зубилу, приставленному к срезанной части кольца надо сделать трещину в нём. После этого кольцо смазывается и стягивается с вала с использованием тисков.

Если изношенные подшипники необходимо снять целыми, а по целому подшипнику проще найти новый для замены, потребуется самодельная оснастка, сделанная из отрезка швеллера.

  • Швеллер выбирается соответственно диаметру подшипника, который должен помещаться между параллельными рёбрами.
  • Длина отрезка должна быть на 6 – 10 см больше диаметра ротора. Это потребуется впоследствии для контакта с опорами.
  • В отрезке болгаркой делается пропил шириной чуть больше диаметра вала и по длине более половины отрезка так чтобы вал проходил примерно через его середину.
  • Для прочности в параллельных рёбрах делаются отверстия и ставятся две стягивающие шпильки или длинных болта, винта.

Готовая оснастка устанавливается поперёк вала между подшипником и ротором. Ей требуется опора, например, из трубы подходящего диаметра, зажатой в тисках. Но при большом диаметре ротора можно использовать две опоры из прочных кирпичей. Ротор помещается внутрь трубы, а оснастка опирается на её края. Подшипник снимается ударами молотка по валу.

Чтобы облегчить снятие внутреннего кольца делается местный нагрев феном. Для более лёгкой установки заменяющий экземпляр тоже нагревается. Для этого хорошо подойдёт жидкое масло. Его надо нагреть вплоть до кипения и подержать в нём заменяющий подшипник. Тогда он легко наденется на вал.

С новыми подшипниками любой двигатель работает, как новый. Никогда не нужно экономить на их замене.

Замена подшипника электродвигателя

Для домашних применений экзотических инструментов не понадобится. Если для авто выпускаются наружные и внутренние съёмники, индукционные нагреватели, специальные приспособления для забивания, в быту все просто и прямолинейно. Но ошибочно думать, что обходится без затруднений. Напротив – руководства по обслуживанию авто легко найти, а по двигателям кухонных комбайнов Philips информация недоступна. Упираемся в сложность – требуется разобрать устройство, не повредив многочисленные пластиковые детали.

Читать еще:  Как точить парикмахерские ножницы

Как разобрать бытовой прибор, содержащий электродвигатель

Многочисленные кухонные комбайны и блендеры устроены специально таким образом, чтобы нельзя оказалось разобрать. Это обеспечивает гарантийные мастерские стабильным заработком – а те уже отстёгивают фирмам за руководства по сервисному обслуживанию и лицензию. Вот и ломают головы хозяева, как заменить подшипник.

Ротор двигателя U – 8830

Сейчас опишем процесс замены подшипника в электрическом двигателе кухонного комбайна Philips, модель U – 8830. Обнаружите, что модификации указанного мотора широко применяются в блендерах мясорубках и прочих приборах. Отличия преимущественно касаются вала. В рассматриваемом случае на одной стороне насажена шестерня конической форму, с противоположной – привод для ножей с ограничением вращения. Когда электрический двигатель U – 8830 снят, начинаем. Не спешите раскручивать винты, это пока безрезультатно. Рассмотрим конструкцию электрического двигателя U – 8830:

  • Оба конца вала заняты приводными шестернями, узкой серого цвета и конической формы и белой, широкой, в форме колеса.
  • Со стороны коллектора используется муфта. Назовём подшипником трения.
  • Щётки удерживаются пластинами, куда припаяны контакты. Ножка варистора подгибается сбоку, с внешней стороны (не знаем, зачем это нужно; чем плоха общая площадка для пайки).

Подшипник спрятан в станину

От коллектора широкое колесо привода сидит на левосторонней резьбе. Чтобы снять, ухватите конец длинную серую шестерню вала электрического двигателя в тиски. Потом начинайте вращать колесо против часовой стрелки, если смотреть со стороны коллектора. Осторожно! Гайка латунная и легко срывается.

Широкое колесо привода

Теперь избавляемся от длинной серой шестерни. Проще сделать при помощи съёмника для подшипников. Нужно поддеть захватами резьбу, потом слегка подтянуть на себя. Деталь просто снимается. Допустимо попробовать использовать небольшой сантехнический ключ (см. фото). Обнаружили, что его губы помещаются между станиной и утолщением шестерни. Потребуется выставить гайкой ширину захвата и осторожно взяться у основания за резьбу. Не сжимайте слишком сильно, чтобы не повредить пластик.

Осторожно начинайте покручивать шестерню против и по часовой стрелке, одновременно снимая с вала. Через время зазор между станиной увеличится, потом деталь спадёт с вала электрического двигателя. Частичный успех.

Когда концы вала освобождены, займёмся щётками. Латунь занимает среднее место по прочности сгиба между алюминием и медью, действуем аккуратно. Шлицевой отвёрткой отгибаем зажимы и снимаем контактные площадки. Пружины и щётки выходят нехотя, допустимо помочь, просунув сбоку острый предмет. Теперь пора раскрутить станину на две части. Подшипник трения легко выходит из позиции, на валу остаётся противоположная половинка, куда впрессован подшипник качения.

Замена подшипника на валу электрического двигателя

Полагаем, для снятия годится стандартный инструмент (съёмник). Если похожего нет, придётся применить способ, посоветованный автомобилистами (см. фото):

  1. Берётся стандартный разводной гаечный ключ приличного размера, чтобы свободно входил в зазор между станиной и валом.
  2. Губа фиксируется. Окончание вала ставится на доску, потом лёгкими ударами подшипник сбивается вниз.

У авторов не нашлось разводного ключа, подходящего для процедуры. В хозяйстве нашёлся слишком большой, губы слишком плотно прилегают к обмоткам статора электрического двигателя, сдирая лаковую изоляцию. Недолго думая, нашли блок из бетона малой марки прочности. Потом ножками газового сантехнического ключа захватили станину с подшипником, как показано на фото, поверх вала положили кусок доски, сделали несколько ударов. С указанного конца деревяшку возможно не прокладывать, на краешке нет резьбы, а лишь фаска по фиксирующее кольцо.

Подшипник намертво запрессован в станину. Как видно из снимков, прикрыт крышечкой, которая в процессе демонтажа успела слегка деформироваться и теперь едва-едва держится на четырёх заклёпках. Элемент однозначно снимается и выкидывается (либо монтируется на новые заклёпки). Подшипник вала электрического двигателя выбивается доступным способом из паза, допустимо использовать стандартный съёмник. Попробуйте использовать толстую деревяшку круглого сечения. На нашем электрическом двигателе подшипник в норме, ему перечисленные процедуры пока не грозят.

Обратите внимание, ниша под запрессовку слишком большая. Её высота превышает ширину подшипника. Полагаем, это связано с многоцелевым назначением электрического двигателя U – 8830. Полагаем, читатели уже забили подшипник на место, пора все собрать воедино. Запихиваем под шарики чуть-чуть Литола, прокручиваем пару раз. Если проверка подшипника электродвигателя прошла нормально, надеваем крышечку на заклёпки, либо оставляем и пробуем надеть на вал.

Захват вала ключом

Годится способ, изображённый на фото. Ручки газового сантехнического ключа ставятся на означенный выше кирпич, образуя захват. Вал со стороны коллектора снабжён левой резьбой, которую защищаем бруском древесины (на фото не показано). Несколько ударов, и деталь встанет на место, но! У вала со стороны подшипника нет ограничительной фаски, легко догнать его до упора и повредить лаковую изоляцию обмотки ротора электрического двигателя с необходимостью замены или перемотки.

Во избежание прокладываем в нужном месте кусок мягкой резины. Жёсткая (для половиков) в корне не годится. Либо контролируйте глубину забивания собственным способом. Если обнаружился перебор, берёмся вновь за газовый ключ и повторяем процедуру демонтажа станины электрического двигателя, но не полностью, а на пару-тройку миллиметров. Достигнув успеха, начинаем сборку вала. Рекомендуем первой собрать станину, потом закрепить щётки, надеть колесо с левосторонней резьбой. Последней монтируется коническая узкая серая шестерня.

Напоминаем, что на вал электрического двигателя она напрессовывается, а зажимного кольца в нашем комплекте уже изначально не было. На этом сборку считаем законченной. В довершение укажем причину использования закрывающей пластины: без нее для регулировки положения станины придётся использовать изощрённые средства. Подшипник туже сидит на валу, чем в своей нише, при попытке чуть увеличить расстояние до катушек коллектора начинает выскальзывать. Сложно задать правильную дистанцию. По указанной причине рекомендуем контролировать процесс обратной сборки электрического двигателя, чтобы не пришлось потом долго настраивать положение.

Постановка станина подшипника на место

Типичные ошибки, допускаемые при замене подшипников электрических двигателей

Если станину требуется снять не для замены подшипника, а под перемотку ротора, настоятельно рекомендуется использовать максимально тонкий захват, упирающийся в пластину. Ножки газового сантехнического ключа слишком толстые. Невозможно подобраться близко к валу, мешала обмотка статора с лаковой изоляцией. По указанной причине пластина и погнулась. Заметим, подобные способы относятся к разряду варварских. Настоятельно рекомендуем посмотреть рекламный ролик про инструмент EKF, где демонстрируются профессиональные методики.

В результате демонстрационного ремонта на валу появился едва заметный люфт (как случилось в ролике с «плохим» мастером), а подшипник при уменьшении скорости начал издавать заметный шорох, что считается признаком увеличившихся зазоров между поверхностями качения. Выходит, подшипники в электродвигателе соковыжималки нужно менять крайне осторожно, в противном случае шумный агрегат станет работать намного хуже.

Сегодня в рекламе профессионального инструмента видим ту же подоплёку. Подобным ходом мыслей уже наталкивают на мысль, что замена подшипников электродвигателя стиральной машины – удел профессионалов. С заменой подшипника одновременно ухудшаются характеристики.

Как насадить подшипник на вал при помощи нагревателя индукционного типа

Это тот случай, когда магнитопровод специально изготавливают сплошным, потом включают переменное напряжение. За счёт вихревых токов металл сильно разогревается. Магнитопровод демонстрирует форму ворот, где верхняя планка без труда снимается с места. Сюда надевается подшипник. Вихревые токи и эффект перемагничивания быстро берут своё. За считанные минуты подшипник греется до нужных 111 градусов и самостоятельно заскакивает на вал. Остаётся чуть прижать сверху. Кстати, в ролике демонстрируется, что при масляном нагреве ударами кувалды легко снести верхнюю обойму подшипника. Верим на слово.

Надеемся, теперь замена подшипника электродвигателя вентилятора не напугает читателей. Дорогая техника – в сервисный центр, дешёвая – к нам в руки. Если возникнут биения, легко в любой момент купить новый образец электрического двигателя для обучения профессиональным навыкам.

Лучшее умение – учиться на чужих ошибках. Специально их допустили в эксперименте, чтобы показать читателям: варварские методы России не всегда годятся для импортной техники. Обратите внимание: не каждая мастерская владеет профессиональным инструментом. Носите электрические двигатели и подшипники в правильное место.

Замена подшипников электродвигателя

26.03.2014 17:36

Принцип и смысл работы любого электродвигателя это его вращение, для того чтобы он нормально вращался необходимо следить за подшипниками. Своевременная смазка втрое увеличит срок эксплуатации любого подшипника. К сожалению даже своевременная смазка это не гарант безаварийной работы электродвигателя. Если советский подшипник работал несколько десятков лет, то современные аналоги не выдерживают и пяти лет щадящего режима работы электродвигателя.

Для замены подшипника нам необходимо до него добраться, о том как разобрать электродвигатель я уже писал. Менять только один подшипник нет смысла, необходимо менять с двух сторон иначе со временем разобьет весь двигатель. Если электродвигатель не слишком большой то проще его разобрать полностью, то есть вытащить ротор и поменять подшипники с удобством и комфортом. Но ситуация может быть и другой, стоит двигатель на 100 KW и ротор у него весит килограмм 120, вытащить его удовольствия мало так что меняем по месту.

На таком электродвигателе для замены подшипников, необходимо действовать в порядке очередности.

Сначала разбираем одну сторону электродвигателя, это для того чтобы легче было снять а затем насадить подшипник. В том случае, когда вы разберете электродвигатель с двух сторон, съемник будет тянуть сам ротор и подшипник без дополнительной фиксации не снимется, а когда будет стоять вторая крышка, то ротор будет зафиксирован и менять их будет легче.

После того как вы сняли шкив и крышку, необходимо стянуть подшипник. В зависимости от его размера мы используем трубчатый или съемник с подковами. Также подойдет и съемник с лапами.

Установив съемник фиксируем его при помощи лома, это необходимо для того что бы он не проворачивался. Кстати хотел бы еще напомнить, убедитесь что нет стопорных колец перед подшипником, иногда их совсем не видно. После того как все установлено и зафиксировано начинайте проворачивать винт съёмника, вполне возможно потребуется лом. Если подшипник не идет, целесообразно ударить кувалдочкой по торцу винта съемника. В большинстве случаев это помогает, и подшипник сдвигается с мертвой точки. Чуть грубой силы и все у вас получится…

Насадить подшипник немного проще, есть вариант забить его при помощи трубы подобранной по диаметру подшипника, ну а лучше нагреть его в кипящем масле. Для этой цели поставьте ведро с маслом на электроплитку, киньте туда подшипник и ждите пока закипит. После того как масло закипело, ждите еще 10 минут, далее вытаскиваем его крючком, и взяв его какой то приспособой (тряпки, клещи что под руку повернется) насаживайте на ротор. Достаточно легкого постукивания молотка и самый большой подшипник легко встанет на место. После того как он встал на свое место смазываем его смазкой с расчетом 2/3 то есть третья часть без смазки. Такие же пропорции выдерживаем в крышках флянцев. Одна сторона готова и её можно собирать, полностью собрав разбираем вторую сторону и повторяем вышеописанный процесс по замене подшипника.

Мы рассмотрели замену подшипников на большом двигателе, на маленьком менять гораздо проще и быстрее, но принцип остается тот же. Хотелось бы посоветовать вовремя смазывать подшипники, но бывает и такое что они летят после месяца эксплуатации, так что старайтесь не покупать дешевые подшипники от китайских производителей – это бессмысленная трата времени и денег.

Сообщества › Механический Ремонт Автомобилей › Блог › Помогите: как снять подшипник?

Добрый день!
Развалился подшипник, подскажите можно как то снять оставшуюся внутреннюю часть без использования болгарки?
PS: обычный (2-х, 3-х палый) съемник не подходит.

Смотрите также

Комментарии 30

две вот такие фигни выпилил, встречно зажал в тисках и спрессовывал

Красава. Ты просто, без напряга, выпрессовал тисками. Респект и уважуха. Вот он самый дельный совет, обязательно нарисую жырный крест над верстаком, что бы не забыть такой совет. Одна проблема, как сделать такой клин? Болгаркой не отпилиш, нужно шлифовать, иначе будет закусывать. У меня три наждака в гараже, но сомневаюсь, что смогу удержать такую деталь на плоскости камня. Нужен знакомый торкать-фрезировщик. Раньше у меня бы такой, сделал мне тиски с магнитом под сверлильный станок. Но вообще идея классная. Удачи, в изобретениях.

Клин делал из полосы 5мм сначала плющил на рельсе потом допилил болгаркой с наждачным кругом все просто и много не надо.

Вероятно из всех советов, самый правильный будет, это зубило сначала между обоймой и гайкой, чуть сдвинешь, а потом зубилом расколеш обойму, но это только моё мнение. Выбирать тебе и смотри не попорти хвостовик.

100% поддерживаю.
Или подогреть обойму.

На крайняк — обратный молоток в помощь. Если есть сварка, то кусок трубки по диаметру подшипника приварить, и обратным молотком поработать.

На точиле надпили с двух сторон, не перегревая, не до конца, подходящим рожковым ключом провернешь. Само развалится

и ещё непременно погреть обойму .

забить клин между обоймой и второй гайкой.
Клин — зубило.

якорь помощнику в руки он ложит обойму на наковальню сверху ставите молоток или что типа того и бьете по нему

Болгаркой обойму попилить, и потом сбить зубилом

Просто предположу: ротор зажать в тиски проложив деревяшками, крутануть гайку(против часовой, сколько даст, дать напрягу на обойму для подшипника), снять, бронзовым молотком по обойме по кругу(с боков) обстучать, может и сорвёт с места. Может я бы приварил чего-нибудь и выпрессовал, не знаю, резать не стал бы, может фрезой канавку аккуратно бы проточил и ударом трещины добился бы.
Ну это так — мысли от увиденного.

Можно и так:

крыльчатка пластиковая разлетится от такого.

а причём тут крыльчатка? Тебе надо обоёму снять? Она сидит на стальном валу и упирается в стальную шайбу. Вот между ними и вставлять этот съёмник.

извини, утро, мозг работает туповато. Соглашусь, что как вариант — пойдёт.

сделать пропилы под двухлапый съемник в обойме, или наварить кусок трубы с ушками на обойму и тем же съемником стянуть ее

вот такой съемник нуна

О таком съемнике уже давно думаю, но останавливает цена 🙂

мне на заводе токарь на подобии сделал из нержавеки

Найди трубу длиной больше чем вся твоя конструкция, по внутреннему диаметру чуть больше диаметра якоря, только чтоб срез у трубы был плоский и ровный. Вставь все это дело в трубу так, чтобы якорь был в трубе, а вся конструкция опиралась на крыльчатку. И легкими ударами по валу через проставку из мягкого металла (алюминий, медь, свинец) выбивай все вместе, и подшипник, и крыльчатку с вала, потом так же с помощью трубки, подходящей по диаметру с валом, забьешь обратно и крыльчатку и новый подшипник.
На работе так делаем, перебрали не одну сотню таких моторов.

Между крыльчаткой и подшипником есть гайка, да и диаметр якоря такой что если его в трубу поместить то крыльчатка сломается.

А что мешает снять гайку?

Я так понимаю крыльчатка пластик, забивая зубило между ней и подшипником есть большой риск ее расколоть.
Делаю обычно так, развожу губки тисков чтобы подшипник не проваливался, беру два молотка. Задник одного упераю в подшипник и наношу резкий удар другим молотком, обойма раскалывается.
Лутьше это делать с помощникам, помощник удерживает ротор.
Не забываем про защитные очки и перчатки, могут отлететь куски обоимы.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector